Отчёт о конференции
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ И АВСТРАЛИЯ: ОТ
СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА К СУДЬБЕ НАРОДА

Начало конференции в зале учёного совета РГГУ
15 января в зале учёного совета РГГУ состоялась конференция "Восточная Сибирь и Австралия: от судьбы человека к судьбе народов", подводящая итоги трёхлетней работы над проектом РНФ "На фронтире культур: от индивидуальных биографий к историческим судьбам этнических сообществ (эвенки Сибири и коренные австралийцы в условиях модернизации)". Доклады представили все участники проекта.

За 3 года было проведено 9 экспедиций: 7 в России и 2 в Австралии, при этом работа велась в 20 отдалённых от городских центров поселений: 13 в России и 7 - в Австралии.

Тематически конференция была разделена на 3 больших раздела: в первом обсуждались результаты экспедиций на Дальний Восток, к эвенкам и эвенам, во второй - результаты экспедиций в Австралию. В третьей слово было предоставлено приглашённым гостям. Несмотря на такое чёткое и логичное тематическое разделение, совершенно не было впечатления разрозненности: каждый доклад был логично связан с остальными, даже с учётом того, что рассматривались совершенно разные народы; оказалось, что у австралийских аборигенов с одной стороны и эвенков и эвенов - с другой, похожие проблемы, которые прослеживаются и через историю судеб представителей этих народов.

Помимо участников проекта, на конференции выступили приглашенные эксперты:
- Валерий Александрович Тишков (академик РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии им. М.М. Миклухо-Маклая РАН),
- Дмитрий Михайлович Бондаренко (Член-корреспондент РАН, Заместитель директора Института Африки РАН),
- Марина Львовна Бутовская (Член-корреспондент РАН, Руководитель Центра кросскультурной психологии и этологии человека Института этнологии и
антропологии им. М.М. Миклухо-Маклая РАН)
- Елизавета Валентиновна Веселовская (Руководитель Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии им. М.М. Миклухо-Маклая РАН),
- Татьяна Борисовна Уварова (Главный научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН).

Доклад Максима Сергеевича Михалева «Против дорог: бездорожье как исторический шанс для коренных народов» на первый взгляд посвящен современным проблемам с транспортом и логистикой в удаленных районах Хабаровского края. На самом же деле речь велась про неравный обмен знаниями в процессе модернизации. В проигранной местными жителями войне компетенций – истоки нынешнего бедственного положения коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, которые, хотя в материальном плане и приобрели за последние годы немало, с точки зрения социально-политической перешли из ранга неофициальных хозяев земли в ранг иждивенцев. Так же Максим Сергеевич наметил путь выхода из сложившейся ситуации.

В продолжение темы о дорогах, Дмитрий Александрович Долгих рассказал о последствиях строительства Байкало-Амурской магистрали для местных эвенков. Несмотря на то, что на западно и восточной частях БАМ эти последствия проявлялись по-разному, но в целом оно имело негативные последствия, связанные прежде всего с прямой невозможностью вести традиционное хозяйство рядом с таким большим проектом. Крупный модернизационный проект с неизбежностью втянул эвенков во взаимодействие с большими массами пришлого населения, но при этом он не только не оставил им возможности заниматься традиционными промыслами, но и не инкорпорировал их в иные сферы экономики. С другой стороны, не стоит присваивать БАМ и слишком большую роль в этих процессах: на долю каждого поколения эвенков в XX в. выпадало событие, коренным образом меняющее социальную и экономическую реальность, что нарушало преемственность поколений, межпоколенную передачу культуры.

Михаил Алексеевич Щекин рассмотрел более широкий исторический контекст процессов модернизации с точки зрения мир-системного подхода. Трансформации хозяйства эвенков можно сравнить с «доместикацией». Модернизация, происходившая в ходе колонизации Сибири, тоже всегда заключалась в придании хозяйствам КМНС той формы, которая наиболее отвечала экономическим целям центра.

Глеб Валерьевич Окулов рассказал, как в наше время ведётся миссионерская работа среди эвенов и эвенков. Зачастую миссионеры цепляются за представления о местной культуре, составленным на основе этнографических исследований начала прошлого века, в которых часто пытались восстанавливать старину, часто игнорируя современное положение дел. Это привело к тому, что миссионеры часто считают эвенов язычниками и пытаются применять соответствующие методы работы, когда на самом деле они уже 300 лет как христиане, что особенно чётко видно в личных историях воцерковления.

Доклад Егора Сергеевича Корытина «Анкориджское дело и другие события недавней истории в Охотском районе Хабаровского края» был посвящен истории и основным проблемам Охотского района. Была представлена история оленеводства, начиная с его относительно благополучного периода в 1960-1980-х гг. XX вв., и заканчивая его упадком в 1990-2000-е гг. Одним из важных вопросов, который он пытался объяснить в своём докладе - куда делись олени и при чём тут Анкоридж и корейцы.


Выступления Владимира Леонидовича Кляуса значительно отличались от всех остальных: он предоставил на суд публики уникальные видеоматериалы, снятые в экспедициях в Австралию. Фильмы были хорошо смонтированы и, по заверениям других участников экспедиций, отлично передавали атмосферу австралийской глубинки. Даже те, кому пока не посчастливилось бывать в Австралии, смогли набрать впечатлений. Однозначно, материалы следующих экспедиций только выиграют, если в их составе будут смелые операторы.

Юлия Александровна Артёмова предоставила свой анализ дневника миссионера Уильяма МакКензи во время его работы в Аурукунской миссии в начале 20 века. Он скрупулёзно записывал всё, что происходило в миссии, что позволило Юлии Александровне выделить основные сюжеты жизни миссии. Этот миссионер "с библией в одной руке и с ружьём - в другой" довольно своеобразно относился к "оцивилизовыванию своего народа". Цитаты из этого дневника передавали атмосферу жизни австралийской глубинки, но уже столетней давности.

В своём теоретическом докладе Мария Владимировна Тендрякова разработала с точки зрения психологии общие мотивы в вышеприведённых экспедиционных материалах. И эвенки, и аборигены Австралии не хотят говорить о плохом, хотя плохого там более чем достаточно: эти регионы можно описать словом "депрессивные", с большим количеством самоубийств. Разработке темы саморазрушающего поведения среди представителей коренных народов и был посвящён её доклад. Особенности культуры не являются предпосылками самоубийств, но могут быть факторами дополнительного риска.

В своём, правда, уже скором докладе (время уже поджимало), Ольга Юрьевна Артёмова рассказала про динамику в жизни аборигенов. Она уже много лет ездила в один и тот же населённый пункт - Аурукун, и своими глазами наблюдала неутешительную динамику. Громкая риторика австралийских властей и выделение существенных средств на обустройство жизни аборигенов не приводит к реальному улучшению жизни. Она отметила, что в сохранении не только традиционной культуры, но даже жизней аборигенов, огромную роль играет сам способ передачи информации. Для его сохранения необходимо, чтобы он приспособился к современному миру. Над этим должны работать одновременно и представители коренных народов с одной стороны, и этнографы и антропологи - с другой. А для этого необходимо готовить больше этнографов.


Приглашённые эксперты отмечали, что сравнение аборигенов австралии и коренных народов Севера оказалось совсем не искусственным.
Made on
Tilda