Доклад Максима Сергеевича Михалева «Против дорог: бездорожье как исторический шанс для коренных народов» на первый взгляд посвящен современным проблемам с транспортом и логистикой в удаленных районах Хабаровского края. На самом же деле речь велась про неравный обмен знаниями в процессе модернизации. В проигранной местными жителями войне компетенций – истоки нынешнего бедственного положения коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, которые, хотя в материальном плане и приобрели за последние годы немало, с точки зрения социально-политической перешли из ранга неофициальных хозяев земли в ранг иждивенцев. Так же Максим Сергеевич наметил путь выхода из сложившейся ситуации.
В продолжение темы о дорогах, Дмитрий Александрович Долгих рассказал о последствиях строительства Байкало-Амурской магистрали для местных эвенков. Несмотря на то, что на западно и восточной частях БАМ эти последствия проявлялись по-разному, но в целом оно имело негативные последствия, связанные прежде всего с прямой невозможностью вести традиционное хозяйство рядом с таким большим проектом. Крупный модернизационный проект с неизбежностью втянул эвенков во взаимодействие с большими массами пришлого населения, но при этом он не только не оставил им возможности заниматься традиционными промыслами, но и не инкорпорировал их в иные сферы экономики. С другой стороны, не стоит присваивать БАМ и слишком большую роль в этих процессах: на долю каждого поколения эвенков в XX в. выпадало событие, коренным образом меняющее социальную и экономическую реальность, что нарушало преемственность поколений, межпоколенную передачу культуры.
Михаил Алексеевич Щекин рассмотрел более широкий исторический контекст процессов модернизации с точки зрения мир-системного подхода. Трансформации хозяйства эвенков можно сравнить с «доместикацией». Модернизация, происходившая в ходе колонизации Сибири, тоже всегда заключалась в придании хозяйствам КМНС той формы, которая наиболее отвечала экономическим целям центра.
Глеб Валерьевич Окулов рассказал, как в наше время ведётся миссионерская работа среди эвенов и эвенков. Зачастую миссионеры цепляются за представления о местной культуре, составленным на основе этнографических исследований начала прошлого века, в которых часто пытались восстанавливать старину, часто игнорируя современное положение дел. Это привело к тому, что миссионеры часто считают эвенов язычниками и пытаются применять соответствующие методы работы, когда на самом деле они уже 300 лет как христиане, что особенно чётко видно в личных историях воцерковления.
Доклад Егора Сергеевича Корытина «Анкориджское дело и другие события недавней истории в Охотском районе Хабаровского края» был посвящен истории и основным проблемам Охотского района. Была представлена история оленеводства, начиная с его относительно благополучного периода в 1960-1980-х гг. XX вв., и заканчивая его упадком в 1990-2000-е гг. Одним из важных вопросов, который он пытался объяснить в своём докладе - куда делись олени и при чём тут Анкоридж и корейцы.