Путевые заметки из Охотска (март 2023)
Экспедиция в Охотск в 2023 должна была только начинаться в Охотске. План был такой: приезжаем в Охотск, оттуда на пару дней - в Арку на праздник севера, где должны были собираться оленеводы со всей округи, а дальше - вместе с грузом через тайгу по бездорожью - в Усть-Майский район Якутии. Таким образом, мы надеялись собрать информацию об исользовании заброшенной транспортной инфраструктуры бывшего Охотско-Якутского тракта и, выйдя в Усть-Майском районе, провести этнографические исследования там, не задерживаясь надолго в уже посещённом ранее Охотске. Но на севере нельзя доверять своим планам.

В Охотске началась страшная пурга, все дороги замело. Вплоть до того, что посёлок рисковал остаться без тепла: уголь для котельной возят из ближайшего угольного разреза, того, что привозят в навигацию, не хватает, а из-за снега техника не могла туда добраться. Соответственно, и авиационное сообщение с посёлком прекратилось.

Добраться туда из Хабаровска удалось только по чистой случайности. Каждое утро мы к 7 утра приезжали в аэропорт, только за тем, чтобы ближе к 9 часам прослушать сообщение "информация о рейсе на Охотск будет завтра в 9:10". "Информация", даже не "рейс откладывается..." Иногда, когда была положительная информация о погоде, самолёты вылетали днём, но они были забиты другими людьми, которые, как и мы, застряли в Хабаровске. Но на третий день удалось выпросить 3 места на рейс, который отправлялся прямо сейчас: кто-то, очевидно, либо опоздал, либо потерял надежду, что в этот день самолёт улетит.

В Охотске ожидание продолжилось: дороги на Арку не было, праздник Севера, на который я так хотел попасть, отменили по тем же причинам. Грейдер компании "Полиметалл", который должен был чистить дорогу, провалился в кювет, а техника, которая должна была его вытягивать, не могла проехать.

Однако мы были не одни. Из-за этих условий удалось много пообщаться с информантами, которые, как и мы, застряли в Охотске. Каждый день мы собирались на кухне и часами разговарили про жизнь этих людей, выслушивали истории, чато печальные. Охотск вообще создаёт впечатление посёлка на краю империи, тут совершенно другие проблемы, чем в Хабаровсе или тем более в Москве. Точнее, так может показаться, но это впечтление разрушается, когда вся администрация собирается на похороны человека, погибшего в СВО, а на его похороны приезжает другой солдат, тоже воюющий на СВО, но бывший одним из немногих оставшихся оленеводов.


В Арку всё же пустили вахтовку, в которую набилось 20 человек, уроженцев села, но последние 20 км пути пришлось всё равно преодолевать на нартах, запряжённых в снегоходы. Ожидаемо, что и из Арки до Югорёнка, и далее до Усть-Маи не могла пройти даже специальная техника.

Снегоходы очень плотно вошли в жизнь народов Севера. Вплоть до того, что на первом Международном чемпионате по традиционному оленеводству, которые проходил примерно в это же время в Иенгре рядом с Нерюнгри, среди дисциплин были гонки на снегоходах и даже соревнования по их починке. В принцпе, на снегоходах до Югорёнка мы бы добрались, но во-первых, это уж слишком дорого, а во-вторых, терялся весь смысл это путешествия, а именно, хоть косвенно поучаствовать в неформальной экономике района.


В конечном итоге, хоть экспедиция пошла не по плану, удалось собрать много полезного материала, углубить понимание того, что не удалось доисследовать в прошлый раз, в том числе для сравнения с тем, что получили в других экспедициях.

О сложных последствиях этой метели в месной газете "Охотско-эвенкая правда" написали в статье под названием "Напоминание, что это - Крайний Север"
Made on
Tilda